Двухмоторный далекий бомбардировщик ОКБ Ермолаева Ер-2 с моторами АЧ-30Б, поздних производственных серий.
Командование Авиации Далекого Действия (АДД) предложило ввести в экипаж Ер-2 второго пилота, поместив его рядом с начальником. Это решение разрешало значительно снизить нагрузку на лётчиков во время долгих полётов.
Кабина пилотов стала двухместной, всецело изменив свой внешний вид. Под доработанным фонарём кресла пилотов стояли рядом (слева начальник, справа 2-й пилот), сейчас самолёт был оснащён типичным фонарём взамен бывшего, асимметричного.
Рабочее место штурмана было смещено в носовую часть фюзеляжа. Обыкновенные для Ер-2 эллиптические очертания носовой части сменились прямыми, верхняя часть кабины штурмана была занижена. Эти доработки примерно не повлияли на лётные данные, но невидимо усовершенствовали обзор из кабины лётчиков. Работа штурмана с секстантом стала комфортнее вследствие установленному прозрачному астрокуполу.
Взамен прицела ПС-1 был установлен прицел ОПБ-2Р, в связи с чем был ликвидирован его внешний обтекатель.
Бомбардировщики Ер-2 с новой двухместной кабиной пилотов и новой кабиной штурмана начали изготавливать на заводе №39 с августа 1944 г. Был построен 101 самолёт. Производство продолжалось в течение 1945 года, число экземпляров достигло 241.
Бомбардировщики Ер-2, построенные на заводе в Иркутске, начали поступать в войска в феврале 1944 г. Правда эти самолёты попали на фронт теснее под самый конец войны с Германией, они довольно насыщенно применялись на северо-западном и прибалтийском направлениях. Своими крупнокалиберными бомбами Ер-2 внесли значительный взнос в триумф штурма города-цитадели Кёнигсберга.
По навыку боевого использования у экипажей в совокупности сложилось абсолютно благожелательное отношение к Ер-2 с авиационными дизельными моторами АЧ-30Б. Строевые лётчики любили его за комфортную кабину с хорошим обзором, сильное фортификационное вооружение, огромную бомбовую нагрузку, крепкость конструкции планера. Отмечалась высокая живучесть самолёта. Ер-2 с дизельными моторами фактически никогда не горел, потому что керосин значительно дрянней воспламенялся по сопоставлению с бензином.
Бомбардировщики Ер-2 были сняты с вооружения в 1946 г.